Главная » 2009»Февраль»8 » Луи Маль, представитель «новой волны» французского кинематографа.
Луи Маль, представитель «новой волны» французского кинематографа.
14:48
В
одном из интервью Луи Маль назвал те из своих фильмов, которые любит
больше других: «Из ранних это, конечно, "Зази в метро" и "Время жить и
время умирать". Из фильмов 70-х я выделил бы "Лакомб Люсьен". Хотя "Шум
в сердце" мне нравится больше, но "Лакомб", наверное, значительнее. А
из последнего десятилетия я назову "До свидания, дети". Судя по всему,
мои фильмы отражают мои представления и мои настроения на каждом новом
этапе. Я по-прежнему нахожусь под обаянием кинематографа. Проработав
так долго, я обнаруживаю в кино все новые и новые возможности. И чем
дольше я живу, тем меньше доверяю идеям, тем больше верю в чувства». К
75-летию со дня рождения режиссера телеканал «Культура» представил
документальный фильм «Луи Маль», в котором показаны отрывки из многих
его картин, фрагменты интервью и воспоминания тех, кому посчастливилось
с ним работать. Фильм «Луи Маль» в эфире - 23 октября в 23:50. Также
телеканал «Культура» показал ретроспективу фильмов Луи Маля. 23 октября
в 00:40 ретроспективу открыл художественный фильм 1960 года «Зази в
метро». 24 октября в 00:25 в эфире телеканала «Культура» была гораздо
более поздняя, снятая в 1990 году, картина мастера «Милу в мае». 25
октября в 23:55 была показана художественная лента «Лакомб Люсьен» -
значительная, по признанию самого режиссера, работа. Луи
Маль родился 30 октября 1932 года в богатой семье в местечке Тюмери на
севере Франции. Его семья владела одним из крупнейших в Европе сахарных
заводов. Луи обожал свою мать, но, несмотря на давление с ее стороны,
решил избежать участи старших братьев, пошедших по отцовским стопам. К
ужасу родителей, мальчик мечтал снимать кино.
Луи Маль вспоминал: «Помню, меня повели с братьями в театр. Зал был
почти пуст, но больше всего меня потрясло то, что мы ходили на этот
спектакль несколько вечеров подряд. Помню, мы пошли за кулисы и
спросили у Николя Баталя: "Кто такой этот мсье Ионеско, автор столь
необычной пьесы?". И нас представили Ионеско, который присутствовал в
театре. Потом мы с братьями декламировали на память отрывки из той
пьесы».
Луи Маль учился в иезуитском коллеже, затем в Сорбонне изучал
политические науки. Увлечение кинематографом привело его в престижную
парижскую киношколу, где он учился в 1951-1953 годах . Париж 1950-х
годов был городом экзистенциалистов Сартра, Камю, абсурдиста Эжена
Ионеско. Влияние экзистенциализма сказалось в первой короткометражке
Луи Маля. Он надолго сохранил дружеские отношения с первой съемочной
группой, куда входил и один из его братьев - Бернар. После того, как
Маль снял несколько документальных фильмов, Жак-Ив Кусто пригласил его
поработать вместе с ним в качестве оператора и сорежиссера. Целый год
молодой режиссер провел вместе с известным исследователем, и в 1956
году вышел фильм «Мир безмолвия», который был удостоен главной премии
Каннского кинофестивал. Сценарист
Дэвид Хейр вспоминает: «Его больше интересовала действительность,
нежели само творчество. Не случайно самые талантливые его фильмы
наполнены действительными событиями, которые он переиначивал на свой
лад. И не случайно, Маль оказался таким замечательным документалистом.
Его наблюдательности можно было позавидовать. В документальных лентах
он как бы отступает под напором реальности. Любознательность была его
всеподавляющей страстью. Ему хотелось показать всем, насколько
интересен и разнообразен наш мир.
Он был прагматиком в кино и выработал совершенно иной подход, нежели
другие режиссеры. В 1950 – 60-е годы возникла идея "авторского кино".
Считалось, что творец должен показывать зрителю свой уникальный опыт,
свои чувства, а не окружающий мир.
Он знал все обо всем. Он, как Чехов, поставил себе цель быть не только
знатоком искусства, но и науки, политики. Он читал французские газеты,
английские газеты, не было такой темы, в которой он был бы не
компетентен. К примеру, он провел год с Кусто под водой. Назови ему
любую книгу – он ее читал. Я просто удивлялся: "Неужели и это ты
читал?" И он мне в ответ: "Ты забыл, я же прожил год под водой. Снимать
мы могли два-три часа в день. А что делать остальное время под водой?
Двадцать часов в сутки? Вот я и читал великую европейскую литературу,
американскую литературу". Он всё читал, всем интересовался. И не было
конца его интересам». Благодаря
подводной эпопее Маль познакомился с известными деятелями кино, в том
числе со своим кумиром Робером Брессоном, который взял его ассистентом
в картину «Приговоренный к смерти бежал». Впоследствии восхищение Маля
великим режиссером привело к покупке издательства «Нувель Эдисьон
Франсез», которым некогда владел Брессон. Оно до сих пор принадлежит
семье Маль.
Луи Малю было 24 года, когда он снял «Лифт на эшафот» с Жанной Моро в
главной роли. Это был первый из фильмов, сделавших Маля великим
режиссером французского кино. Дэвид Хейр: «Он снял «Лифт на эшафот» и
пригласил на просмотр Майлса Дэвиса. Тот явился со всем своим
оркестром. Они посмотрели картину, и Майлс вдруг говорит: "Прокрутите
еще раз. Я буду под него импровизировать". Так появилась величайшая на
свете музыка к фильму, хотя заранее ее никто не писал. Они просидели до
шести утра, а в шесть, когда они вышли на парижскую улицу, у них уже
был готов саундтрек к "Лифту на эшафот". Майлс Дэвис просто
импровизировал на темы увиденного». С
тех пор каждый его фильм не раз приводил к скандалу, но делал огромные
сборы и удостаивался премий на фестивалях. Огромное признание режиссеру
принесла картина «Любовники». Затем последовали ленты «В метро»,
«Частная жизнь» с Брижит Бардо, «Вива, Мария!», в которой Луи Маль снял
Бардо вместе с Жанной Моро. Из звезд французского кинематографа он
приглашал сниматься также Алена Делона и Жана-Поля Бельмондо.
В конце 1960-х годов режиссер отправился в Индию снимать документальное
кино. Луи Маль о сериале «Призрачная Индия»: «В современном кино съемка
и озвучивание синхронизированы, это как бы прямой срез
действительности, что доставляет громадное удовольствие такому
режиссеру, как я, привыкшему воссоздавать эту действительность. А тут я
чувствовал фантастическую свободу: я даже еще не придумал план, а он
уже есть, перед глазами. Этого я никогда не забуду, после такой
свободы, такого счастья возвращение в студию – для меня нож острый».
Вместе с Годаром и другими режиссерами «новой волны» Маль оказался в
эпицентре событий во Франции 1968 года. Он сохранил свой юношеский
анархизм в документальных лентах, в очень разных по стилю и содержанию
художественных фильмах. Луи Маль: «Полгода я провел в Индии и вернулся
3 мая 1968. Причем твердил себе, что не хочу возвращаться, что там
скука смертная. Я жил тогда на площади Одеон, где уже больше месяца
проходили демонстрации, а я в Индии ничего и не знал. И вдруг я
почувствовал себя как рыба в воде на парижских улицах. Я полностью
сжился с этими событиями».
В фильме «Люсьен Лакомб» 1974 года режиссер рисует портрет парня,
который стал коллаборационистом. Луи Маль: «Главный герой Люсьен
Лакомб, он всегда представляется «Лакомб Люсьсен», 17-летний парень,
который носит в себе жажду насилия, бунт, постоянную готовность к
взрыву. Он почти взрослый, но во многом еще ребенок. И потому часто
проявляет необузданную, истинно детскую жестокость. Это одна из его
определяющих черт. Это персонаж очень неоднозначный, персонаж, в
котором есть участки тени и света. В фильме на него только смотрят, не
объясняют, не судят, а только смотрят». Около
десяти лет Луи Маль снимал в Соединенных Штатах Америки и Канаде. В
1978 году вышел его фильм «Прелестное дитя» с Брук Шилдс, в 1980 -
«Атлантик-Сити». Одновременно он сделал еще два замечательных
документальных фильма - «Земля Бога» и «В поисках счастья». Но именно
«Атлантик-Сити» стал его величайшим американским творением, в котором
сыграл несравненный Берт Ланкастер. Луи Маль: «Когда я впервые попал в
Атлантик-Сити, мне тут же захотелось снять о нем документальный фильм.
Там как раз только что легализовали казино. Все бросились играть, как
безумные. Это было сумасшествие. Невообразимая смесь старого и нового,
полнейший хаос, много странностей, но жизнь бурлит. К счастью, моим
соавтором стал замечательный американский драматург Джон Гуэр, и вместе
нам удалось написать сценарий, главным героем которого стал сам
Атлантик-Сити».
Вскоре Маль вернулся в Европу и засел дома, начав работать над
сценарием автобиографического фильма «До свидания, дети» о своем
военном детстве во Франции. Луи Маль признавался: «Для меня этот фильм
– самое важное из всего, что я сделал. Он навеян, прежде всего, самым
драматичным эпизодом моего детства. Мне было одиннадцать лет, и я
учился в католическом коллеже. Дело было в 1944, один из моих друзей
был евреем и скрывал свою фамилию. Но в январе 1944 его забрали в
гестапо прямо из класса, из нашего класса. Этот миг перевернул всю мою
жизнь. Уже больше 40 лет прошло, и я, наконец, решился вложить в этот
сценарий всю мою нежность и всю мою память, а также всё мое
воображение, чтобы не следовать за реальностью вслепую, а как бы
переосмыслить воспоминания». Фильм имел большой успех и в Венеции
получил «Золотого льва». Впоследствии он был удостоен еще нескольких
престижных премий, в том числе французского «Сезара». В
1989 году Маль снял картину «Милу в мае» с Мишель Пикколи, Миу-Миу,
Хэрриет Уолтер. «Мы пробовали грим в Париже, - вспоминает Уолтер. - Я
примерила свои костюмы, жуткий парик и все время невольно сравнивала
Маля с английскими режиссерами, у которых раньше снималась. Мне
показалось, что он гораздо больше внимания уделял костюмам. Обычно в
мастерских жалуются, что режиссер ничего в этом не понимает, если он
мужчина. Мужчины-режиссеры считают, что костюм не имеет большого
значения, но только не Луи Маль. Он смотрел каждое платье, щупал
материю: «Нет, это слишком темное, давайте заменим».
Меня впечатлило, что после первой читки он сказал: «Вам надо поработать
над скоростью». Здесь нужен комический ритм. Он все время говорил про
комический ритм. Его это очень заботило. Он садился, закрывал глаза и
просто слушал музыку речи. Однажды он мне рассказал, что после каждого
дубля спрашивает у звукооператора, хороший дубль получился или плохой.
Сам-то он видел то, что видел, но рассчитывал, что звукооператор, с
которым он много лет работал и которому очень доверял, поймет по
звуковой дорожке, нет ли наигрыша». После
«Милу в мае» мастер снял еще несколько фильмов – «Ущерб», «Жизнь
богемы», «Ваня на 42-ой улице». Они стали последними работами
выдающегося режиссера, который умер от рака в 1995 году.