Авангардное Кино

Главная | Регистрация | Вход

Главная » 2009 » Февраль » 8 » Луи Маль, представитель «новой волны» французского кинематографа.
Луи Маль, представитель «новой волны» французского кинематографа.
14:48
В одном из интервью Луи Маль назвал те из своих фильмов, которые любит больше других: «Из ранних это, конечно, "Зази в метро" и "Время жить и время умирать". Из фильмов 70-х я выделил бы "Лакомб Люсьен". Хотя "Шум в сердце" мне нравится больше, но "Лакомб", наверное, значительнее. А из последнего десятилетия я назову "До свидания, дети". Судя по всему, мои фильмы отражают мои представления и мои настроения на каждом новом этапе. Я по-прежнему нахожусь под обаянием кинематографа. Проработав так долго, я обнаруживаю в кино все новые и новые возможности. И чем дольше я живу, тем меньше доверяю идеям, тем больше верю в чувства».
К 75-летию со дня рождения режиссера телеканал «Культура» представил документальный фильм «Луи Маль», в котором показаны отрывки из многих его картин, фрагменты интервью и воспоминания тех, кому посчастливилось с ним работать. Фильм «Луи Маль» в эфире - 23 октября в 23:50. Также телеканал «Культура» показал ретроспективу фильмов Луи Маля. 23 октября в 00:40 ретроспективу открыл художественный фильм 1960 года «Зази в метро». 24 октября в 00:25 в эфире телеканала «Культура» была гораздо более поздняя, снятая в 1990 году, картина мастера «Милу в мае». 25 октября в 23:55 была показана художественная лента «Лакомб Люсьен» - значительная, по признанию самого режиссера, работа.
Луи Маль родился 30 октября 1932 года в богатой семье в местечке Тюмери на севере Франции. Его семья владела одним из крупнейших в Европе сахарных заводов. Луи обожал свою мать, но, несмотря на давление с ее стороны, решил избежать участи старших братьев, пошедших по отцовским стопам. К ужасу родителей, мальчик мечтал снимать кино.
Луи Маль вспоминал: «Помню, меня повели с братьями в театр. Зал был почти пуст, но больше всего меня потрясло то, что мы ходили на этот спектакль несколько вечеров подряд. Помню, мы пошли за кулисы и спросили у Николя Баталя: "Кто такой этот мсье Ионеско, автор столь необычной пьесы?". И нас представили Ионеско, который присутствовал в театре. Потом мы с братьями декламировали на память отрывки из той пьесы».
Луи Маль учился в иезуитском коллеже, затем в Сорбонне изучал политические науки. Увлечение кинематографом привело его в престижную парижскую киношколу, где он учился в 1951-1953 годах . Париж 1950-х годов был городом экзистенциалистов Сартра, Камю, абсурдиста Эжена Ионеско. Влияние экзистенциализма сказалось в первой короткометражке Луи Маля. Он надолго сохранил дружеские отношения с первой съемочной группой, куда входил и один из его братьев - Бернар. После того, как Маль снял несколько документальных фильмов, Жак-Ив Кусто пригласил его поработать вместе с ним в качестве оператора и сорежиссера. Целый год молодой режиссер провел вместе с известным исследователем, и в 1956 году вышел фильм «Мир безмолвия», который был удостоен главной премии Каннского кинофестивал.
Сценарист Дэвид Хейр вспоминает: «Его больше интересовала действительность, нежели само творчество. Не случайно самые талантливые его фильмы наполнены действительными событиями, которые он переиначивал на свой лад. И не случайно, Маль оказался таким замечательным документалистом. Его наблюдательности можно было позавидовать. В документальных лентах он как бы отступает под напором реальности. Любознательность была его всеподавляющей страстью. Ему хотелось показать всем, насколько интересен и разнообразен наш мир.
Он был прагматиком в кино и выработал совершенно иной подход, нежели другие режиссеры. В 1950 – 60-е годы возникла идея "авторского кино". Считалось, что творец должен показывать зрителю свой уникальный опыт, свои чувства, а не окружающий мир.
Он знал все обо всем. Он, как Чехов, поставил себе цель быть не только знатоком искусства, но и науки, политики. Он читал французские газеты, английские газеты, не было такой темы, в которой он был бы не компетентен. К примеру, он провел год с Кусто под водой. Назови ему любую книгу – он ее читал. Я просто удивлялся: "Неужели и это ты читал?" И он мне в ответ: "Ты забыл, я же прожил год под водой. Снимать мы могли два-три часа в день. А что делать остальное время под водой? Двадцать часов в сутки? Вот я и читал великую европейскую литературу, американскую литературу". Он всё читал, всем интересовался. И не было конца его интересам».
Благодаря подводной эпопее Маль познакомился с известными деятелями кино, в том числе со своим кумиром Робером Брессоном, который взял его ассистентом в картину «Приговоренный к смерти бежал». Впоследствии восхищение Маля великим режиссером привело к покупке издательства «Нувель Эдисьон Франсез», которым некогда владел Брессон. Оно до сих пор принадлежит семье Маль.
Луи Малю было 24 года, когда он снял «Лифт на эшафот» с Жанной Моро в главной роли. Это был первый из фильмов, сделавших Маля великим режиссером французского кино. Дэвид Хейр: «Он снял «Лифт на эшафот» и пригласил на просмотр Майлса Дэвиса. Тот явился со всем своим оркестром. Они посмотрели картину, и Майлс вдруг говорит: "Прокрутите еще раз. Я буду под него импровизировать". Так появилась величайшая на свете музыка к фильму, хотя заранее ее никто не писал. Они просидели до шести утра, а в шесть, когда они вышли на парижскую улицу, у них уже был готов саундтрек к "Лифту на эшафот". Майлс Дэвис просто импровизировал на темы увиденного».
С тех пор каждый его фильм не раз приводил к скандалу, но делал огромные сборы и удостаивался премий на фестивалях. Огромное признание режиссеру принесла картина «Любовники». Затем последовали ленты «В метро», «Частная жизнь» с Брижит Бардо, «Вива, Мария!», в которой Луи Маль снял Бардо вместе с Жанной Моро. Из звезд французского кинематографа он приглашал сниматься также Алена Делона и Жана-Поля Бельмондо.
В конце 1960-х годов режиссер отправился в Индию снимать документальное кино. Луи Маль о сериале «Призрачная Индия»: «В современном кино съемка и озвучивание синхронизированы, это как бы прямой срез действительности, что доставляет громадное удовольствие такому режиссеру, как я, привыкшему воссоздавать эту действительность. А тут я чувствовал фантастическую свободу: я даже еще не придумал план, а он уже есть, перед глазами. Этого я никогда не забуду, после такой свободы, такого счастья возвращение в студию – для меня нож острый». Вместе с Годаром и другими режиссерами «новой волны» Маль оказался в эпицентре событий во Франции 1968 года. Он сохранил свой юношеский анархизм в документальных лентах, в очень разных по стилю и содержанию художественных фильмах. Луи Маль: «Полгода я провел в Индии и вернулся 3 мая 1968. Причем твердил себе, что не хочу возвращаться, что там скука смертная. Я жил тогда на площади Одеон, где уже больше месяца проходили демонстрации, а я в Индии ничего и не знал. И вдруг я почувствовал себя как рыба в воде на парижских улицах. Я полностью сжился с этими событиями».
В фильме «Люсьен Лакомб» 1974 года режиссер рисует портрет парня, который стал коллаборационистом. Луи Маль: «Главный герой Люсьен Лакомб, он всегда представляется «Лакомб Люсьсен», 17-летний парень, который носит в себе жажду насилия, бунт, постоянную готовность к взрыву. Он почти взрослый, но во многом еще ребенок. И потому часто проявляет необузданную, истинно детскую жестокость. Это одна из его определяющих черт. Это персонаж очень неоднозначный, персонаж, в котором есть участки тени и света. В фильме на него только смотрят, не объясняют, не судят, а только смотрят».
Около десяти лет Луи Маль снимал в Соединенных Штатах Америки и Канаде. В 1978 году вышел его фильм «Прелестное дитя» с Брук Шилдс, в 1980 - «Атлантик-Сити». Одновременно он сделал еще два замечательных документальных фильма - «Земля Бога» и «В поисках счастья». Но именно «Атлантик-Сити» стал его величайшим американским творением, в котором сыграл несравненный Берт Ланкастер. Луи Маль: «Когда я впервые попал в Атлантик-Сити, мне тут же захотелось снять о нем документальный фильм. Там как раз только что легализовали казино. Все бросились играть, как безумные. Это было сумасшествие. Невообразимая смесь старого и нового, полнейший хаос, много странностей, но жизнь бурлит. К счастью, моим соавтором стал замечательный американский драматург Джон Гуэр, и вместе нам удалось написать сценарий, главным героем которого стал сам Атлантик-Сити».
Вскоре Маль вернулся в Европу и засел дома, начав работать над сценарием автобиографического фильма «До свидания, дети» о своем военном детстве во Франции. Луи Маль признавался: «Для меня этот фильм – самое важное из всего, что я сделал. Он навеян, прежде всего, самым драматичным эпизодом моего детства. Мне было одиннадцать лет, и я учился в католическом коллеже. Дело было в 1944, один из моих друзей был евреем и скрывал свою фамилию. Но в январе 1944 его забрали в гестапо прямо из класса, из нашего класса. Этот миг перевернул всю мою жизнь. Уже больше 40 лет прошло, и я, наконец, решился вложить в этот сценарий всю мою нежность и всю мою память, а также всё мое воображение, чтобы не следовать за реальностью вслепую, а как бы переосмыслить воспоминания». Фильм имел большой успех и в Венеции получил «Золотого льва». Впоследствии он был удостоен еще нескольких престижных премий, в том числе французского «Сезара».
В 1989 году Маль снял картину «Милу в мае» с Мишель Пикколи, Миу-Миу, Хэрриет Уолтер. «Мы пробовали грим в Париже, - вспоминает Уолтер. - Я примерила свои костюмы, жуткий парик и все время невольно сравнивала Маля с английскими режиссерами, у которых раньше снималась. Мне показалось, что он гораздо больше внимания уделял костюмам. Обычно в мастерских жалуются, что режиссер ничего в этом не понимает, если он мужчина. Мужчины-режиссеры считают, что костюм не имеет большого значения, но только не Луи Маль. Он смотрел каждое платье, щупал материю: «Нет, это слишком темное, давайте заменим».
Меня впечатлило, что после первой читки он сказал: «Вам надо поработать над скоростью». Здесь нужен комический ритм. Он все время говорил про комический ритм. Его это очень заботило. Он садился, закрывал глаза и просто слушал музыку речи. Однажды он мне рассказал, что после каждого дубля спрашивает у звукооператора, хороший дубль получился или плохой. Сам-то он видел то, что видел, но рассчитывал, что звукооператор, с которым он много лет работал и которому очень доверял, поймет по звуковой дорожке, нет ли наигрыша».
После «Милу в мае» мастер снял еще несколько фильмов – «Ущерб», «Жизнь богемы», «Ваня на 42-ой улице». Они стали последними работами выдающегося режиссера, который умер от рака в 1995 году.
Просмотров: 1619 | Добавил: mov | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Календарь новостей
«  Февраль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024