Авангардное Кино

Главная | Регистрация | Вход

Главная » 2009 » Февраль » 1 » От киноавангарда к видеоарту (20 выпусков)
От киноавангарда к видеоарту (20 выпусков)
17:16

picГод выпуска: 2001-2002
Страна: Россия
Жанр: история кино
Продолжительность: 20 серий по 26 мин.
Перевод: не требуется
Ведущий: Кирилл Разлогов
Режиссер: Олег Косолапов
Cценарист: Милена Мусина
Описание: Телевизионная программа "От киноавангарда к видеоарту" выходила на телеканале «Культура» с января 2001 по март 2002 года и была посвящена экспериментальному аудиовизуальному творчеству, теории и истории экранных и других медиаискусств. Всего было подготовлено 46 выпусков программы, в эфир вышло 44 выпуска.
Качество: VHSRip
Формат: AVI
Видео: DivX 5 640x480 25.00fps 1723-1728Kbps 0.22-0.23bit/pixel
Аудио: MPEG Audio Layer 3 48000Hz stereo 117-128Kbps
Содержание
ГЛАЗ БУНЮЭЛЯ. Глаз в философии сюрреалистов, глаз повёрнутый во внутрь, а не во вне, обращённый в подсознание, в сновидческую реальность и разрезаемый бритвой в фильме Л. Бунюэля и С. Дали "Андалузский пёс", становится главным "героем" программы. Впрочем, трансформация темы глаза и видения в истории кино, включающая такие основные этапы, как изобретение первого крупного плана в 1901 году, или киноглаз Дзиги Вертова, созидавший новую реальность в кинематографе Советской России 20-х годов, или глазное яблоко, столь часто становящееся основным объектом внимания современных видеоартистов - все эти темы так же затронуты автором и ведущим программы культурологом Кириллом Разлоговым. Гость программы всемирно известный кинодраматург Жан Клод Карьер, создавший в соавторстве с Луисом Бунюэлем такие шедевры, как "Этот смутный объект желания", "Скромное обаяние буржуазии", "Дневная красавица" - рассказывает о своём учителе Луисе Бунюэле, своей сюрреалистической молодости, о своём особом взгляде на окружающий мир и о телевидении - большом сопернике современных сюрреалистов.
АВАНГАРДИСТЫ ПОНЕВОЛЕ. Братья Люмьер, Жорж Мельес и их многочисленные последователи, снимая свои первые, так называемые "примитивные" фильмы, сделали огромное количество открытий и поневоле оказались настоящими авангардистами. Во всяком случае сегодня их первые ленты выглядят подчас круче, чем многие знаменитые шедевры киноавангарда и самые современные произведения видеоарта. Доказательства этого парадокса авторы программы будут искать, путешествуя по залам и цехам главного хранилища "примитивного" кино, Российского Госфильмофонда и беседуя с его Главным хранителем Владимиром Дмитриевым.
"ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНИЕ...". Кино родилось из фотографии. Так что ничего удивительного, что создатели экспериментальных лент, стремясь переосмыслить предыдущий опыт кинематографа, невольно возвращаются к его фотографическим истокам, как началу начал. И тогда появляются такие знаменитые фотофильмы, как, например, "Взлётная полоса" Криса Маркера. Но иногда кино превращается в фотофильм по несчастью, как это случилось с репрессированным шедевром Сергея Эйзенштейна "Бежин луг". Обо всём этом авторы программы беседуют с киноведом Николаем Изволовым, воссоздающим фильмы по сохранившимся срезкам, и Марианной Киреевой, режиссёром картины об Эйзенштейне "Дом мастера".
ЛАНДШАФТЫ ТЕЛА. Если в традиционном современном кино тело - это почти всегда сексуальный объект, то в кино и видеоарте, противостоящих общепринятым тенденциям, человеческое тело - это прежде всего объект эстетический. Так было в начале 30-х годов в знаменитом шедевре Александра Довженко "Земля" и в фильмах Лени Риффеншталь, представляющих миру тело-фетишь фашистской Германии, так было в США 60-х, где человеческое тело представало действователем хэппенингов, и в Европе 90-х, когда тело стало частью авангардных инсталляций. Шли десятилетия, а тело в экспериментальном кино рождалось, страдало, обретало душу и, наконец, умерло. Новое рождение тела представлено в этой программе авангардной лентой молодых казахских кинематографистов Гульшад Омаровой и Рената Косая "Ландшафты тела". Авторы картины рассказывают историю рождения своего фильма из перформанса казахского художника Рустама Хайфина. В основе сюжета - великий космогонический миф, история о Создателе, вылепившем тело человеческое из глины, о таинстве мироздания, суть которого - акт творения.
ЭКСПЕРИМЕНТ, ПОНЯТНЫЙ МИЛЛИОНАМ. Киноавангард всегда был чужд массовому зрителю, и только однажды в одной стране - в Советской России 20-х годов - в течении короткого периода революционные кинопроизведения оказались близки народу. Впрочем, героями программы станут не только экспериментаторы той эпохи, такие как Сергей Эйзенштейн и Лев Кулешов, но и кинематографисты других времён и других направлений, например, Луи Фейад (о нём рассказывает его внук, французский искусствовед), Жан Лодс (о его всеми забытом фильме "Одесса" рассказывает киновед Александр Дерябин) и Геннадий Полока (который рассказывает сам о себе).
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПАРАЛЛЕЛЕЙ. Воспоминания о подпольной культурной жизни Москвы 80-х, анализ стилистики легендарного "параллельного кино" (самого знаменитого андеграундного направления в российском кинематографе), рассказ о самиздатовском журнале "Синефантом" (и поныне остающемся самым интересным журналом о кино), что называется из "первых уст" - основа сюжета этого выпуска. Гости этого выпуска - знаменитые "параллельщики" Глеб Алейников и Борис Юхананов.
АМАЗОНКИ КИНОАВАНГАРДА. Главной героиней этой программы становится некая абстрактная молодая женщина, глазами которой мы смотрим на мир женского киноавангарда. Всё начинается с того, что ей снится "Полуденный сон" Майи Дерен (создательницы гипнотически-мистического жанра "психодрамы", без которого невозможно понять американское подпольное кино 40-х годов), потом, опоздав на сеанс "Китаянки", она подслушивает беседу Кирилла Разлогова и Анны Вяземски (актрисы Пазолини и Бретона, революционной музы Годара периода "красного мая"). А уже под вечер оказывается на съёмочной площадке нового экспериментального фильма видеохудожника Инны Колосовой.
ОДУШЕВЛЁННЫЕ ФАКТУРЫ. Если традиционная анимация предпочитает рисованных и кукольных персонажей, то мультипликаторы-авангардисты (например, знаменитые МакЛарен, Алексеев и многие другие) с удовольствием экспериментировали с самыми различными фактурами, будь то пластилин, проволока, спички или даже песок, стекло, игольчатый экран и собственно киноплёнка. О первых опытах Вячеслава Старевича ("авангардиста поневоле") рассказывает его внучка Леона Старевич и искусствовед Франсуа Мартен.
"ВПЕРЁД, МОЛОДЫЕ ЛЬВЫ!". Героиня этой программы - молодая львица парижского видеоарта, многообещающая видеохудожница Валери Павиа - рассказывает о своих фильмах, таких шокирующих и одновременно трогательных.
ДОМАШНЕЕ КИНО. Документалист Виталий Манский нашёл первую катушку "домашнего кино" на свалке, из этой любительской съёмки и сотен других, присланных ему со всей страны, начался его фильм "Частные хроники". Режиссёр Гарик Параджанов нашёл клубки спутанной плёнки в доме умершей актрисы Валентины Караваевой - здесь не сыгранные ею на большом экране Анна Каренина и Нина Заречная. Великий Йонас Мекас снимал свои "Сцены из жизни Энди Уорхола" годами... Кинематографисты рассказывают о с своём опыте работы с так называемым "домашним кино".
ХРАНИТЕЛИ. Этот выпуск программы посвящён великим киноархивам, без упоминания о которых не может обойтись история киноавангарда. Таким как, например, знаменитая синематека Анри Ланглуа, ставшая родным домом для режиссёров французской новой волны (представьте себе, недоброжелатели даже прозвали синефилов Годара, Трюффо, Шаброля "синематечными крысами"). Или другой пример - "Архив Антология" - богатейшее собрание экспериментального кинематографа и постоянное место сбора для молодых людей с простенькими видеокамерами, которые съезжаются в Нью-Йорк со всего мира, чтобы поделиться своими открытиями и экспериментами с лидером американского подпольного кино и основателем киноархива Йонасом Мекасом. А знаете ли вы, что самая первая синематека была организована в Советской России и самый первый Музей кино тоже был организован в нашей стране в середине 20-х годов? А до того никому не приходило в голову хранить фильмы! О сегодняшнем московском Музее кино рассказывает хранитель Наум Клейман.
БЕС-КОНЕЧНОСТЬ. Что мне делать с руками и отчего так мешают ноги? - этими мучительно-смешными вопросами задаются неопытные актёры на киносъёмках. Зато те, кто работают в видеоарте, очень часто именно руки и ноги делают единственными объектами своей съёмки. Почему? Теория и история кино плюс практика современного видеоарта парадоксально отвечают на этот вопрос.
ДРУГОЙ. Артур АРИСТАКИСЯН. Мир фильмов Артура Аристакисяна ("Ладони", "Место на Земле") - одного из самых самобытных и вызывающих режиссёров российского авторского кино - базируется на целостной философской концепции автора. Артур Аристакисян не считает себя авангардистом, его мировоззрение скорее противоречит концепциям авангарда. Кто же он? Он другой...
ТАНЦУЮТ ВСЕ! Танец - от сотворения мира до наших дней, в кино и на видео - один из наиболее часто встречающихся элементов экспериментальных фильмов.
ВРЕМЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИШЛО! Программа рассказывает о Первом французском авангарде (1919-1924) - кинематографе Луи Деллюка, Жана Эпштейна, Жермены Дюлак, Марселя Л`Эрбье, Дмитрия Кирсанова и Абеля Ганса, превративших кино из вульгарного аттракциона в изысканное искусство.
БЛЮ. Дерек ДЖАРМЕН. О великом британском кинорежиссёре, поэте и художнике Дереке Джармене рассказывает актриса Тильда Суинтон.
МАГИЯ И ЕЁ МАГИСТР. Маг и волшебник экрана Жорж Мельес первым понял воображение публики надо поражать каждый киносеанс! Феерии Мельеса пришлись по душе и авангардистам - любителям абсурда и "традиционалистам" - любителям кассовых сборов. Но это было позже, а в конце 19-го века, когда творил Мельес, зрители только вскрикивали от изумления и украдкой крестились, отгоняя бесов.
БОЛЬ. Стивен ДВОСКИН. Главная тема в творчестве британского режиссера Стивена Двоскина - это боль, боль физическая и моральная, боль-страдание и боль-удовольствие. Боль для Стивена Двоскина не абстрактное понятие: девятилетним ребёнком он переболел полиомиелитом и навсегда остался калекой. Но прикованный к инвалидному креслу Двоскин тем не менее стал одним из величайших деятелей мирового киноандеграунда. Его друг и соратник Йонас Мекас (они вместе начинали в конце 50-х в Нью-Йорке) писал в одной из своих статей: "Искусство Двоскина многим обязано его физическим увечьям, именно их преодоление стало для него источником вдохновения".
ДЕТКИ. Шокирующий образ детства в экспериментальном кино и видео. Один из двух выпусков передачи, которые не были допущены к показу на телеканале "Культура" по причине "несоответствия нормам телевизионной этики".
БЕЗУМНАЯ ЛЮБОВЬ. Секс в произведениях киноавангарда. Ещё один выпуск передачи, который не был показан на канале "Культура" по цензурным соображениям.
Дополнительная информация
Телевизионная программа «От киноавангарда к видеоарту», производства компании «Камер-Тон-Фильм-Русь», выходила на телеканале «Культура» с января 2001 по март 2002 года и была посвящена экспериментальному аудиовизуальному творчеству, теории и истории экранных и других медиаискусств. Всего было подготовлено 46 выпусков программы, в эфир вышло 44 выпуска.
Программа пользовалась успехом, как в среде профессионалов (кинематографистов и художников), так и у рядовых зрителей, и имела рейтинги в два-три раза превышавшие рейтинги программ, выходивших на канале «Культура» в тот же временной интервал в другие дни недели. Тем не менее в марте 2002 года неожиданно, без объявления причин в самом начале производства третьего сезона руководство канала закрыло программу.
Перестав выходить в эфир, программа «От киноавангарда к видеоарту» стала гостем на фестивалях кино и медиа-искусств в Нижнем Новгороде, Москве, Германии, Франции. Программа «От киноавангарда к видеоарту» представлена на страницах «Антологии российского видеоарта», где собраны наиболее значительные произведения отечественного видеоискусства последнего десятилетия.
На конкурсе «Культура на телевидении-2002» выпуск программы «Бес-конечность» был отмечен призом Фонда Форда «Лучшая телепрограмма о культуре». Интернет-версия программы «От киноавангарда к видеоарту (сценарии и полные варианты интервью) - на сайте http://www.otkakva.ru
ИДЕЯ
«Идея программы «От киноавангарда к видеоарту» возникла в момент обсуждения того, что можно было бы сделать на телевидении такого, чего там еще не было. Так что этот проект, как и другие проекты, которые только могут возникнуть, родился с целью заполнить пустое пространство, найти нишу, где никого нет и неясно будет ли какая то реакция. Поэтому с каждым таким проектом связана известная доля риска, любой такой проект рискует шокировать окружающих – а, уж, что касается авангарда, так это безусловно – и любой такой проект рискует оказаться без зрителей, без аудитории, если общественный интерес к нему недостаточно высок. В практическом отношении любой художник, как и мы, авторы этой программы, решает одну проблему, в свое время блестяще сформулированную французским поэтом Жаном Кокто: «Куда можно зайти слишком далеко?», то есть до какой степени можно идти, при этом понимая, что переходишь все возможные границы дозволенного? Именно эти вопросы задавали себе мы, когда готовили ту или иную программу. Мы понимали, что есть специфика массовой аудитории, есть специфика телевидения и есть своя специфика у канала, который называется «Культура». Единственное, у чего нет специфики, так это у самой культуры, которая никакие границы не фиксирует раз и навсегда. Конечно, в культуре есть правила и нормы поведения, есть структура, есть границы, но тем не менее, эти границы не даны на веки вечные» - Кирилл Разлогов в программе «Кинопроцесс», февраль 2002 года.
СОДЕРЖАНИЕ
За 100 лет существования кинематограф прошел огромный путь. Не удивительно, что концентрация открытий на этом пути была выше всякой нормы. Кинематограф жил безумной жизнью – эстетические революции в истории кино шли одна за другой, и смятение умов, вызванное кинематографом сюрреалистов или французской новой волной, появлением звукового кино или видео, не уступали по масштабам Октябрьской революции или изобретению ядерной бомбы.
В кино всегда существовало два параллельных мира – коммерческий кинематограф и андерграунд, где творили режиссеры, не желавшие подчиняться законам рынка и распоряжавшиеся кино-, а позже видеопленкой, словно собственными фантазиями, снами и галлюцинациями, киноавангард – искусство в отсутствии страха быть непонятыми и осмеянными, искусство, обходящееся без банальностей, живущее открытиями. Впрочем, временами андерграунд выходит из подполья, заражая большое кино вирусом своих открытий и навсегда преображая его. Обо всем этом программа «От киноавангарда к видеоарту» рассказывала на конкретных примерах.
Отдельные выпуски программы были посвящены великим экспериментаторам, таким как Жорж Мельес («Магия и ее магистр»), Годфри Реджио («Godfrey Reggio»), Йонас Мекас («Дневники Йонаса Мекаса»), Стэн Брекхедж («Я, Стэн Брекхедж»), Стивен Двоскин («Боль»), Дерек Джармен («Блю»), Вуди и Штейна Васюлка («Пастыри волн, повелители цифр»). Особое внимание было уделено целым творческим направлениям: первому французскому авангарду («Время изображения пришло!»), немецкому экспрессионизму («Страх»), советскому авангарду 20-х годов («Эксперимент, понятный миллионам»), сюрреализму («Глаз Бунюэля»), американскому андерграунду («Дневники Йонаса Мекаса», «Амазонки авангарда…», «Я, Стэн Брекхедж»), французской новой волне («Банда четырех»), отечественному параллельному кино («Пересечение параллелей»), датской Догме («Догма»). Объектом рассмотрения становились парадоксы истории – примитивное немое кино, как киноавангард («Авангардисты поневоле»), или ранняя «комическая», как территория киноэкспериментов («Эксцентрика века») – и экспериментальные виды и жанры в кино и медиа – видеомузыка («Симфония огня»), анимация («Одушевленные фактуры», «Супер-кино: прорисовка»), фотофильм («Остановись, мгновение…»), научпоп («Homo Paradoksum»), перформанс («Перформанс и Ко»), net-арт («Искусство конца lumiere»).
Особый интерес представляли выпуски программы, рассказывающие о трансформации образов и тем в экспериментальных визуальных искусствах. Так, например, человеческий глаз не раз становился объектом внимания кино- и видео-художников (то как всевидящее око, то как кино-око, то как глаз вуайериста) от Бунюэля, Дали и Вертова до сегодняшнего дня. А тема секса в авангардном кино и видео имеет историю более длинную и шокирующую, чем в коммерческом кинематографе: от безумной любви, восславленной киноавангардистами Франции конца 20-х и порнографической разнузданности «голубого» подпольного кино США 50-60-х до механического секса во фригидном видеоарте 90-х годов.
Считая своей целью не только просвещение телезрителей, но и борьбу с ханжеством и невежеством тех, кто решает, что можно, а что нельзя зрителям видеть, программа «От киноавангарда к видеоарту» все время существовала в противоборстве с телевизионной цензурой. Два выпуска программы не были допущены к показу, как несоответствующие нормам телевизионной этики: «Безумная любовь» (тема - секс в произведениях киноавангарда) и «Детки» (тема - шокирующий образ детства в экспериментальном кино и видео).
В программе демонстрировались кадры из фильмов, знакомых российским зрителям подчас только по энциклопедиям и монографиям, и эксклюзивные интервью с режиссерами и художниками: персонажами модными и маргинальными, всемирно признанными классиками и теми, кто только начинает свой путь в искусстве.
СТИЛЬ
Каждый выпуск программы «От киноавангарда к видеоарту» строился как фильм-коллаж с соответствующим теме оригинальным визуальным решением, специфическими монтажными приемами и музыкальным рядом. Изобразительный стиль программы – это пространство между высоким пафосом (нагнетаемым, например, при помощи «аттракционного» монтажа) и шутовством (пример - «примитивная» анимация), игровое пространство для человеческого глаза, жадно поглощающего изображение. Литературный текст за кадром играл на чувственных образах и аллитерации, прибегая как к стилистике манифеста, так и анекдота.
«Слишком много звуков» - эта реплика по поводу музыки Моцарта из фильма «Амадей», на взгляд авторов, вполне характеризовала стилистику их программы. Создатели «От киноавангарда к видеоарту» полагали, что их зритель равен им интеллектуально и эмоционально (принципиальная позиция, редкая для сегодняшнего ТВ), а потому были беспощадны к нему, как к самим себе и своим героям – образы, ассоциации, факты сменялись в бешеном ритме. Весьма существенно для понимания эстетики программы то, что она создавалась не художниками (традиционными авторами видеоарта), а кинематографистами, для которых образ интересен не столько сам по себе, сколько своей способностью изменяться и преображаться. Эта визуальная и идеологическая трансформация, движение сквозь время и судьбы, «от киноавангарда к видеоарту» стала главным предметом интереса создателей программы и ее стилевым стержнем.
Цитируется по сб. «Антология Российского видеоарта» (М., 2002)
Скриншоты
pic
Просмотров: 2677 | Добавил: mov | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Календарь новостей
«  Февраль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024