"Психологическая
драма «Четыре минуты» рассказывает историю сложных взаимоотношений
пожилой преподавательницы игры на фортепьяно Труды Крюгер и заключенной
Дженни, обладающей непростым характером и музыкальными способностями.
Режиссер и сценарист Крис Краус изображает историю в минималистской,
можно даже сказать, консервативной манере. Такими мы видели фильмы
Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка и Оливера Хиршбигеля, новое немецкое
кино имеет свой особый портрет, в котором несомненно угадывается
внутренняя сила и четкость авторского замысла.
Прочитав аннотацию
можно наспех предположить, что нас ждет еще одна история в духе «Умницы
Уилла Хантинга», когда взрослый преподаватель помогает преодолеть
душевные проблемы молодой бунтарке и дает ей возможность проявить
талант, но не тут-то было! Чем больше мы узнаем главных героев, тем
больше запутываются их отношения и обнажаются психологические травмы
прошлого. А прошлое отражается в настоящем. Что лежит в основе
манипулятивного поведения Труды, ее эгоистичного желания принуждать к
повиновению свою ученицу, что определило взрывной темперамент Дженни —
ответы на эти вопросы можно дать лишь ближе к концу. Они не нужны друг
другу как личности, Дженни лишь нужна возможность играть, а Труде —
иметь в своих подопечных талантливую и одаренную ученицу.
«Четыре
минуты» — пожалуй, главная премьера программы «Осенний киномарафон
2007». Хотя лозунг о том, что эта картина собрала столько наград на
международных фестивалей, сколько не собирал ни один немецкий фильм за
последние 10 лет чересчур громкий: на самом деле среди этих фестивалей
не было ни одного из большой тройки — Венеция, Канны и Берлин. Гораздо
важнее победа на Лоле, немецком аналоге Оскара, где фильм Криса Крауса
потеснил «Парфюмера» Тома Тыквера, которому и предрекали главный приз.
Экранизацию романа Патрика Зюскинда у нас достаточно успешно показали в
широком прокате, а вот «Четыре минуты» посмотреть можно только на таких
вот, небольших киносмотрах.
Этот фильм прежде всего о Дженни, о ее
нежелании отступать от своего. Четыре минуты последнего публичного
выступления заставляют замереть зал в оцепенении, вся её боль
выплескивается в собственном хаотическом музыкальном сочинении и
аплодисменты здесь — возможно главное, что Дженни получила за свою не
очень счастливую жизнь. Режиссура Криса Крауса и потрясающая актерская
игра Моники Бляйбтрой делают свое дело. Нельзя сказать, что «Четыре
минуты» смотрятся на одном дыхании, скорее наоборот — действие
разворачивается иногда слишком неспешно, но после финальной развязки
возникает желание посмотреть картину второй раз и найти новые оттенки
этой истории.
Отличный выбор для начала программы, надеюсь, что остальные фильмы будут как минимум не хуже"