Главная » 2008»Июнь»18 » Скафандр и бабочка / Le Scaphandre et le papillon
Скафандр и бабочка / Le Scaphandre et le papillon
00:27
Название: Скафандр и бабочка / The Diving Bell and the Butterfly / Le Scaphandre et le papillon Производство: Pathé Renn Productions Жанр: биографический фильм, драма Длительность: 1 час 47 мин. Тип: полнометражный фильм Дата выхода: 22.05.2007 г. [Франция, Каннский МКФ]
Авторы сценария: Рональд Харвуд (Ronald Harwood), Жан-Доминик Боби (Jean-Dominique Bauby) Режиссер: Джулиан Шнабель (Julian Schnabel) Музыка: Пол Кантелон (Paul Cantelon) В ролях: Матье Амальрик (Mathieu Amalric), Эммануэль Синье
(Emmanuelle Seigner), Мари-Жозе Кроуз (Marie-Josée Croze), Анна
Консиньи (Anne Consigny), Патрик Шеcнэ (Patrick Chesnais), Нильс
Ареструп (Niels Arestrup) и др.
Очень сильная, необычная драма, основанная на реальной судьбе человека.
Краткое содержание:
Жан-Доминик Боби, редактор журнала Elle France, в 1995 году в возрасте
43 трех лет перенес инсульт, в результате которого он был полностью
парализован. Подмигивая оставшимся не парализованным левым глазом,
когда сидящий рядом человек называл нужную букву, Жан-Доминик рассказал
все о своем внутреннем мире, начиная с психологической пытки из-за
того, что ты заперт внутри собственного тела, и заканчивая
воображаемыми историями о мирах, которые он посещал лишь в своих мечтах.
Отзывы зрителей - Луpдес:
Свобода внутри
«Иногда мне кажется, что я слышу удары своего сердца, но все равно я убеждаю себя, что это – крылья бабочки…»
Жан-Доминик Боби
Фильм, балансирующий на тонкой грани гениальности по причине передачи
состояния главного героя, наиболее близкой к объективности, не
прибегающей к шаблонным попыткам вызвать жалость, приукрасить
повествование или поставить целью развлечь зрителя. Если вы готовы
почувствовать этот фильм каждой клеточкой тела, погрузиться в него,
оставив стремление к тому, чтобы не более, чем развлечься, то эта
картина – для вас.
Новизны и оригинальности придает факт того, каким способом
акцентировано внимание зрителя на происходящем: не с помощью диалогов
или мимики, а через визуальность, диктуемую фильмом. Первая половина
картины показывает происходящее глазами героя, самостоятельной частицей
бросая зрителя в богатый внутренний мир некогда успешного Жан–Доминика
Боби, оставшегося парализованным после перенесенного инсульта.
Взглянуть на мир его глазами – это прикоснуться к неведомой тайне того,
когда собственное тело, доселе знакомое, послушное и привычное, более
не принадлежит тебе, становясь чужим. Руки, ноги, даже лицо теперь
нелепое, но обязательное дополнение тебя настоящего, который,
оказывается, сосредоточен где-то глубоко внутри этого
пугающе-бессильного механизма мышц, костей, сухожилий и кровеносных
сосудов. Нас тяготит ощущение бессилия, когда едва проснувшись
невозможно сжать кулак. Жан-Доминик проснувшись не смог ощутить своего
тела вообще – тяжелый скафандр, сделавший узницей красивую живую
бабочку, с невероятной быстротой бьющей хрупкими крыльями о его толстые
стенки.
Воспоминания о работе главном редактором модного журнала «Elle»,
прежней гламурной жизни, полной новых впечатлений и идей, трогательных
встречах с любящими отцом, женой и детьми, заботливых друзьях,
красавицах-любовницах, улицах древнего Лурда, по которым он,
Жан-Доминик, когда-то бродил… Воспоминания о далеком, будто не с ним
происходившем, не дающим забыть о прохладе ветра, трепавшего волосы,
свежести ночной прохлады, брызгах океана на коже – целый мир. Огромный.
Красочный. Сложный. Теперь этот мир – в нем, его мыслях и чувствах.
Сны, мечты и воспоминания – это все, что осталось Жан-Доминику. И это
все - безгранично.
Шаг за шагом, аккуратно нас подводят к моменту, подобному взгляду в
зеркало после длительного отсутствия. Увидев окружающего глазами
главного героя, нам предстоит увидеть его самого теперь уже с позиции
окружающего, как внешние сторонние наблюдатели. Прикоснувшись к
ощущениям и переживаниям Боби, настает время узнать впечатления
окружающих его людей: от любящей семьи до медицинского персонала, изо
дня в день ведущего кропотливую работу в палате Жан-Доминика. Стены
палаты увешаны фотографиями из его прежней жизни – отголоски эха
отзвучавшей музыки. Зачем они? Он и без того помнит. Они с ним. Они в
нем.
А окружающий мир такой красивый, яркий, манящий… Тепло солнца,
безудержно влекущее к себе, буйство красок, ветерок, шевелящий траву –
все, чтобы заставить тосковать. По ним, по свободе, по несбывшемуся.
Но, не имея возможности прикоснуться к окружающему его миру,
Жан-Доминик более не нуждается в нем. Простор океана, видный с террасы,
куда привозят в инвалидном кресле Боби, становится не в пример меньше,
скуднее, ненужнее мира внутреннего. Это подобно празднованию Дня Отца,
никогда не отмечавшегося до трагедии, но теперь ставшего лишним,
неуместным, фальшивым. При этом Боби не теряет связи с миром вне его,
создавая книгу, которой трудно подобрать аналог. И не это ли лучшее
доказательство любви к жизни, выраженное диалогом двух огромных миров:
внутри человека и вне его.
Матье Альмарик, исполнивший роль Жан-Доминика Боби, блестяще справился
с непростой задачей сыграть полностью парализованного человека, но при
этом полного стремлений, чувств и любви к жизни. Здесь возможно лишь
два противоположных итога: либо невыразительность героя, а значит
провал задачи, либо актерская игра, по-праву заслужившая название
Гениальной. Матье Альмарик справился великолепно, показав Боби
прежнего, и Боби нынешнего, сумев с поразительной проницательностью и
точностью ухватить, пронеся через пропасть, лежащую между ними,
характер героя, его качества: насмешливость, гламурность, лукавость,
адаптировав их согласно обстоятельствам.
«Скафандр и бабочка» надолго останется со зрителем из-за сильного
погружения в него, четкой проекции ощущений на себя. Удивительна
реакция, когда просмотр окончен, и ты вдруг оказываешься снова в жизни.
Своей жизни. Ведь это страшно – в расцвете сил, на пике карьеры, когда
тебе удалось все задуманное, а мечты только начали исполняться
оказаться выброшенным из жизни, запертым в собственном теле…
Цените каждый прожитый день, каждый взгляд, слово, жест, вдох и каждый
удар сердца. Бабочек вам. Живых, настоящих, свободных. Которые никогда
не станут пленницами.
Великолепно – 10 из 10
Награды и номинации (35/29): Номинирован Academy Awards, USA в 2008 г. - Oscar - Best Achievement in Cinematography Janusz Kaminski Номинирован Academy Awards, USA в 2008 г. - Oscar - Best Achievement in Directing Julian Schnabel Номинирован Academy Awards, USA в 2008 г. - Oscar - Best Achievement in Editing Juliette Welfling Номинирован Academy Awards, USA в 2008 г. - Oscar - Best
Writing, Screenplay Based on Material Previously Produced or Published
Ronald Harwood Награжден Cannes Film Festival в 2007 г. - Best Director - Julian Schnabel Награжден Cannes Film Festival в 2007 г. - Technical Grand Prize - Janusz Kaminski Номинирован Cannes Film Festival в 2007 г. - Golden Palm - Julian Schnabel Награжден César Awards, France в 2008 г. - César - Best Actor (Meilleur acteur) Mathieu Amalric Награжден César Awards, France в 2008 г. - César - Best Editing (Meilleur montage) Juliette Welfling